Наши сотрудники
Булгакова Марина Владимировна
воспитатель по физической культуре
высшая квалификационная категория
Я, Булгакова Марина Владимировна, имею общий педагогический стаж работы с 1987 года, в данном дошкольном учреждении с 1994г. Закончила в 1994 году Тамбовский педагогический институт им. Державина Г.Р., факультет дошкольной педагогики и психологии, имею специальность «преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище, методист по дошкольному воспитанию».
В последние несколько лет я работаю над проблемой использования развивающей педагогики оздоровления в процессе физического воспитания.
Мне очень близка идея приобщения детей к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой Культуры, развития двигательного воображения как основы творческой, осмысленной моторики, предложенной директором института дошкольного образования РАО В.Т.Кудрявцевым в программе «Развивающая педагогика оздоровления». Основная проблема заключается в том, что физическая культура не для спорта с его достижениями, престижем, материальными поощрениями, а для здоровья и развития! Я считаю, что воплотить эту идею в жизнь, в практику работы с детьми – святое дело. И под силу каждому специалисту по физической культуре. Исходя из этого, основными направлениями моей работы являются:
-формирование у детей осмысленного (свободного, творческого) отношения к своему телу и его движениям, как объектам освоения, преобразования, познания и оценки, что предполагает наличие творческого воображения;
-развитие базисных характеристик личности ребёнка в процессе физического воспитания: компетентности, и не только физической, но и социальной, и интеллектуальной; эмоциональности; инициативности; самостоятельности и ответственности; произвольности; адекватной самооценки; свободы поведения.
Мой девиз: «Никакого тренажа, только осмысление и творчество!» Я активно использую процесс физического воспитания для развития личностных качеств детей. Здесь такие богатые возможности. И делать это можно не в ущерб развитию физических качеств.
Для решения этих задач в первую очередь я использую специальные игровые задания: придумывание новых способов использования спортивного инвентаря; придумывание названий выполняемым движениям; придумывание способов выполнения движений в изменившихся условиях; использование приёмов игропластики, как средство развития выразительности движений; личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми; использование нестандартного оборудования.
А так же разнообразные формы организации физкультурных занятий: диагностические, музыкально-ритмические, сюжетные, игровые, с элементами спортивных игр, интегрированные, тренировочные, театрализованные, познавательные.
Физкультурные занятия провожу только по подгруппам, что позволяет осуществить индивидуально-дифференцированный подход к детям. В этом мне помогает технология М.Руновой «Двигательная активность в детском саду». Дети делятся на две подгруппы по степени двигательной активности: дети с высокой ДА и с низкой ДА. Это позволяет разработать рациональный двигательный режим для каждой из подгрупп, предусмотреть содержание двигательной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Очень хочется сказать о развитии таких черт как мужественность и женственность. То, что мальчики и девочки психологически разные, знают все. Однако, к большому сожалению, вся наша дошкольная педагогика ориентируется не на мальчика или девочку, а на ребёнка. Поэтому в моей практике работы помимо объединённых занятий, имеют место раздельные занятия для мальчиков и девочек. Для таких занятий подбираю соответствующие игры, инвентарь, атрибуты.
На всех занятиях всегда использую валеологическое сопровождение, что является основой для формирования у детей сознательного стремления к здоровью. Для этого мной разработан альбом «Валеологическое сопровождение физкультурных занятий». Дети имеют представления о частях тела, о правильной осанке, о пользе занятий, о значении физических упражнений, о нормах личной гигиены. По следующим разделам работы имеется картотека, которая постоянно пополняется:
-картотека общеразвивающих упражнений;
-картотека подвижных игр;
-картотека по релаксации;
-картотека по игропластике;
-картотека дыхательных упражнений.
В нашем дошкольном учреждении взаимодействие с детьми организуется на основе личностно-ориентированной модели воспитания и обучения. Основные моменты этой модели я освоила практически.
Понимание истины: ребёнок – не просто объект воспитания, не тара, которую нужно заполнить стандартным комплексом знаний, навыков, рефлексов и привычек. Он уникальная личность, и его уникальность требует уважения. Уметь признавать и принимать личность детей: стать на позицию ребёнка, учитывать его точки зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, исходить из интересов и перспектив дальнейшего развития ребёнка.
Я хорошо освоила диагностические методики, которые разработаны и проводятся в соответствии с учебным планом ДОУ по физическому развитию и состоянию здоровья ребенка:
1.Эффективность оздоровительной работы: анализ заболеваемости и динамика состояния здоровья детей (совместно с мед. работниками).
2.Уровень развития физиометрических показателей и физической подготовленности (двигательных навыков и качеств): обследование и анализ с использованием средне-половозрастных показателей.
3. Уровень сформированности привычки к здоровому образу жизни: анкетирование родителей.
Для родителей, чьи дети не посещают детский сад, работает консультативный пункт. В мои обязанности входит проведение практических занятий с детьми и родителями, а также консультаций по ознакомлению родителей с особенностями физического развития и воспитания детей.
Принимаю активное участие в работе методических объединений, конференций, семинаров. Опыт работы представлялся на городских и областных семинарах для разных категорий работников ДОУ. Так же опыт работы представлен в учебных фильмах:
-«Учимся быть здоровыми», методика проведения физкультурного занятия и утренней гимнастики.
-«Из опыта работы ДОУ», методика использования валеологического сопровождения физкультурных занятий.
Фильмы находятся в Тамбовском центре профилактики заболеваний, в фильмотеке ТОИПКРО и в методическом кабинете.
Награждена:
- Почётная грамота Управления образования и науки Тамбовской области за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания учащихся. 2002 год.
-Грамота Котовского отдела образования за большую и содержательную работу по дошкольному образованию и воспитанию подрастающего поколения. 2005год.
-Диплом участника конкурса «Педагог года», победитель в номинации «Мастер своего дела», 2005год.
-Диплом победителя городской ярмарки методических идей в ДОУ в номинации «Тропинками здоровья», 2008год.
-Почётная грамота управления образования и науки Тамбовской области за многолетний добросовестный труд в системе образования, 2010год.
-Диплом победителя в номинации «Воспитатель ДОУ» муниципального этапа X Всеросийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», 2012год.
-Диплом 3-ей степени регионального этапа X Всеросийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» в номинации «Специалисты в области физической культуры и спорта ДОУ» , 2012год.
○ Программа по физическому развитию детей дошкольного возраста
○ План работы спортивной секции «Школа мяча»
○ Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях
○ Физкультурное занятие с использованием нестандартного оборудования в старшей группе
○ Используемые диагностические методики